Крупные банки отказываются финансировать концессии из-за претензий ФАС

Крупные банки отказываются финансировать концессии из-за претензий ФАС

Претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к концессиям оставили этот рынок без денег. Банки отказываются финансировать концессии, в которых расходы инвесторов покрываются из бюджета, пока их законность не будет доказана в суде. ФАС объявила госзаказом концессии, где все расходы инвестора покрываются из бюджета. Поводом стал конкурс транспортного комитета Башкирии на автодорогу Стерлитамак — Магнитогорск. Арбитражный суд Москвы в начале июня полностью согласился с доводами службы: такой контракт должен оформляться как госзаказ, и подрядчик будет выбираться на электронном аукционе.

Концессия — основная форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Из 2 446 действующих проектов ГЧП 2 200 — концессии, по данным Центра развития ГЧП. Проекты с платой концедента обычно самые крупные. В России таких концессий 25, реализуется 16, менее 1% (всего их 1 952), но именно на них приходится 40% таких инвестиций (310 млрд из 765 млрд).

Решение ФАС, а затем и суда поставило под угрозу как минимум шесть федеральных концессий, которые уже реализуются, в том числе «Платон», платную трассу Москва — Петербург, несколько крупных региональных проектов. Из проектов, которые только должны быть запущены, самый крупный — четвертый участок ЦКАД.

Банки, как правило, предоставляют 70—80% всего частного финансирования проекта, оставшиеся 20—30% — собственные средства концессионеров, рассказывает советник Dentons Илья Скрипников. В концессиях, как правило, оговорены обстоятельства, которые концессионер предвидит, но предотвратить не может (в том числе изменения законодательства). Если такое случается, концессионер требует возмещения расходов от государства, продолжает Скрипников, если из-за решения ФАС банки откажутся финансировать проекты, концессионеры смогут требовать от государства возмещения расходов.

Рынок действительно замер после судебного решения — репутационный урон инструменту уже нанесен, и значительный, отмечает аналитик InfraOne Александра Галактионова. До разрешения спора брать ответственность за новые концессии с платой концедента участники рынка, скорее всего, побоятся, считает она.

Внести ясность в определение концессии и госзаказа должны поправки — разработать их на коллегии Минэкономразвития по ГЧП поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Работа ведется, отвечает представитель Минэкономразвития.

Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.