Потенциальными жертвами мошенничества с банковскими картами назвали четверть россиян

Потенциальными жертвами мошенничества с банковскими картами назвали четверть россиян

Четверть взрослых россиян потенциально могут стать жертвами мошенников. Аналитический центр НАФИ выяснил, что 27% держателей карт готовы сообщать данные, срок действия и код безопасности людям, которые представляются сотрудниками банков. При этом с попытками выманить данные сталкивался каждый третий опрошенный. Хоть власти всех уровней постоянно предупреждают о новых схемах мошенничества, ежедневно сотни россиян отдают свои деньги преступникам. «МК» выяснял, почему жертв банковских афер правило «предупрежден, значит, вооружен» не работает.В прошлом году финансовые мошенники успешно провернули около 577 тыс операций с использованием электронных средств платежа, украв у россиян 6,4 млрд рублей. Неутешительную статистику подвел Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России (ФинЦЕРТ). Средняя сумма похищенного со счета физического лица составила 10 тыс рублей, юрлица – 152 тыс рублей.

В арсенале жуликов несколько основных способов хищения, самый распространенный из которых (69% хищений) – социальная инженерия. С помощью него и действуют телефонные мошенники: они представляются сотрудниками банков, соцслужб, медицинскими работниками, а затем с помощью психологических уловок, запугивания, манипуляций выспрашивают у жертвы данные карты, необходимые для снятия с нее средств. В итоге человек сам дает аферисту «ключ к сейфу». Часто аферисты не гнушаются и прямым вымогательством: в случае успешной операции жертва не дает данные карт, а сама делает перевод. Так действуют мошенники, которые просят денег на спасение знакомых и родственников, задаток за покупку, приобретение якобы редких и дорогостоящих лекарств.

Когда жертва понимает, что произошло и обращается в настоящий банк за компенсацией, там разводят руками: человек добровольно отдал деньги, хоть и был введен в заблуждение. Как отчитался ЦБ, из похищенных телефонными мошенниками 2,2 млрд рублей клиентам удалось вернуть лишь каждый четырнадцатый рубль.

В период пандемии число дистанционных преступлений закономерно увеличилось. Чуть ли не каждую неделю ЦБ, Роспотребнадзор и другие ведомства сообщают о новых видах мошенничества. Среди коронавирусных новшеств – попытки получить деньги или данные карт якобы для выплат разного рода компенсаций, предоставления отсрочек по кредитам, анализов, лекарств. Кроме того, активизировались и киберпреступники. Они рассылают фишинговые письма с ссылками на вирусные сайты, которые считывают информацию с зараженного устройства.

Россиянам не хватает финансовой грамотности, убеждены эксперты. «Но сейчас на руку мошенникам играет еще и стрессовость сложившегося финансового положения у многих сограждан. Страх потерять или желание получить деньги в условиях коронакризиса заставляют людей идти на поводу у мошенников. Вот они и верят в возврат денежных средств за авиабилеты и туры, выплату пособий без посещения госорганов, выплаты по безработице. И это беда всего государства, которое должно контролировать условный «уровень счастья». Как только ментальное состояние, на которое напрямую влияют доходы, выправится, то и историй с мошенниками станет в разы меньше», — уверен эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

К слову, о том, что мошенники в период пандемии стали чаще использовать желание человека разбогатеть, отмечают и в Центробанке. Директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях рассказал, что за последние месяцы вырос объем рекламы с предложением легкого заработка. Ведясь на такие приманки, человек попадает в финансовые пирамиды, лапы псевдоброкеров и других «черных ростовщиков», жадных до кошельков доверчивых людей.

О каждой новой схеме мошенничества невозможно предупредить всех и сразу, признает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Универсальный совет один: не делать с картой ничего, когда кто-то звонит вам. Нужно перезванивать всегда самим и только по официальному номеру банка, указанному на карте. Для большей защиты можно установить по карте суточный лимит расходов или держать на карточном счете минимум денег, а все остальные накопления пусть будут на обычном текущем счете, с которого в случае необходимости можно пополнять карту», — посоветовал эксперт.

Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.