Вкладчики выбирают отечественное?

Вкладчики выбирают отечественное?

Ученые выяснили, что в поведении российских вкладчиков есть любопытная черта. Им свойственен потребительский этноцентризм, то есть их настораживает сигнал о зарубежном происхождении банка.

Российским вкладчикам свойственен потребительский этноцентризм — склонность пользоваться отечественными товарами и услугами. Это значит, что сигнал о зарубежном происхождении банка может стать для них поводом для беспокойства. Об этом Банки.ру рассказала кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук Высшей школы экономики Мария Семенова.
Иностранное название — повод для беспокойства

«Мы проводили исследование и выяснили, что сигнал о зарубежном капитале, то есть иностранное название, для российских потребителей — повод для беспокойства. Оно их настораживает, усиливает чувствительность к риску потерять сбережения», — сообщает Семенова.

Вкладчики ориентируются в первую очередь на название и его написание. Например, Райффайзенбанк или Citibank будут идентифицированы как банки с зарубежным собственником, а вот Москоммерцбанк, который является «дочкой» казахстанского банка, — скорее всего, нет.

«С одной стороны, банк с очевидным иностранным собственником может считаться более надежным, так как вкладчики будут ожидать его поддержки со стороны материнской компании в случае финансовых трудностей. С другой — в силу потребительского этноцентризма — к таким банкам могут относиться с особым недоверием. Для российского рынка вкладов, как показывают результаты нашего исследования, характерно второе: вкладчики особо чувствительны к изменениям рисковости именно тех банков, название которых не оставляет сомнений в иностранном происхождении», — объясняет Мария Семенова. «В размещении своих средств в банках с иностранными названиями они видят больший риск, что усиливает их рыночную дисциплину», — говорит она.

Название банка играет значительную роль. Больше доверия внушают банки с короткими названиями, которые легче запомнить и которые всегда на слуху.

Финансовый кризис поспособствовал тому, что россияне стали выбирать не просто отечественные банки, а банки с госучастием. «Мы наблюдаем рост доли рынка вкладов физических лиц банков, контролируемых государством. В начале 2015 года она составляла 60,4%, а через два года — уже 64,5%. Для банков с долей иностранного капитала более 50% эти цифры составляют 6,6% и 5,7% соответственно. Для них в последние годы мы наблюдаем сокращение того притока вкладов, который отмечался сразу после кризиса 2008—2009 годов», — рассказывает Семенова.

«Название банка играет значительную роль. Больше доверия внушают банки с короткими названиями, которые легче запомнить и которые всегда на слуху. К иностранным банкам у наших граждан всегда был низкий уровень доверия. Наши люди в большинстве своем склонны считать, что иностранный банк хочет нажиться и обмануть», — комментирует результаты исследования член наблюдательного совета банка «Воронеж» Роман Прохоров.

Начальник управления развития отношений с обеспеченными клиентами и некредитных продуктов Райффайзенбанка Дамьен Леклер не согласен с выводами исследования.« При выборе банковского вклада человеком движут два желания: получить хороший доход и максимально обезопасить свои вложения, выбрав стабильный банк. Второй фактор, как правило, играет ключевую роль. Надежность Райффайзенбанка подтверждается высокими рейтингами, клиенты нам доверяют, о чем свидетельствует рост клиентской базы по вкладам», — указал он.
Орел и Медведь: не басня, а логотип

Вкладчики, делая свой выбор в пользу того или иного банка, не берут в расчет, иностранный он или нет, считают в банке «Русский Стандарт».

«Современные вкладчики — это достаточно подкованные в финансовом вопросе люди. И прежде, чем доверить банку свои сбережения, вкладчики досконально изучат все особенности и выгоды того или иного депозита. Конечно, величина ставки по-прежнему важное условие для выбора вклада, но не единственное. Согласно опросу, проведенному в конце прошлого года среди клиентов банка «Русский Стандарт», величину ставки как самый важный критерий называют чуть больше половины опрошенных. Следующие факторы, на которые обращают внимание вкладчики, — это надежность банка и возможность пополнения», — отметили в пресс-службе банка.

При этом, создавая бренд, банк ориентировался в том числе на патриотизм. Логотип «Русского Стандарта» представляет собой символ, на котором изображены два исторических образа России: традиционный русский медведь и российский имперский орел. «Орел всегда был символом динамичности и мудрости. В современной России орел снова стал гербом страны. Русский медведь — это традиционный символ силы и решимости русского народа. Образ медведя играет центральную роль во многих русских преданиях и сказках. «Русский Стандарт» сочетает в своем современном логотипе эти два традиционно русских символа в знак своей приверженности ценностям, которые они обозначают, а также в знак стратегического видения России и решимости стать самым узнаваемым русским брендом в мире», — рассказали в банке.
«Банк для тех, кто держит дома кошек»

Первый заместитель председателя правления Локо-Банка Ирина Григорьева говорит, что вкладчиков можно разделить на две группы: те, кто размещает средства в рамках страховой суммы АСВ (до 1,4 млн рублей), и те, кто размещает в одном банке более крупные суммы.

«Первые подходят к выбору банка, ориентируясь на ставку по вкладу и общий информационный фон по выбранному кредитному учреждению. При наличии негативно окрашенных оценок и прогнозов по выбранному банку с более высокими ставками по вкладам клиенты, размещающие средства до страховой суммы, будут искать другие варианты. Вкладчики, размещающие крупные суммы, оценивают позиции банка более глубоко. Такие клиенты смотрят рейтинги банка, публикуемую отчетность, следят за информацией о соблюдении нормативов и о наличии к банку вопросов со стороны ЦБ РФ, появляющейся в прессе или Интернете», — рассказывает Григорьева.

По ее мнению, вкладчики могли бы ориентироваться на название, если бы оно содержало непосредственное обращение к той или иной группе. «В текущей ситуации название банка не играет определяющей роли, — указывает Григорьева. — Какое-либо влияние название банка на клиента может оказать только в случае, если оно содержит прямое обращение к определенной группе населения. Например: «Банк для тех, кто держит дома кошек».

Аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Зоя Советкина рекомендует вкладчикам ориентироваться при выборе надежного банка, помимо принадлежности к системе страхования вкладов, на отсутствие негативной информации в СМИ о банке или его собственниках. «Еще одним немаловажным фактором при выборе кредитного учреждения, конечно же, является уровень рейтинга, присваиваемый рейтинговыми агентствами, которые специализируются на оценке кредитоспособности банков», — добавляет она.

В текущей ситуации название банка не играет определяющей роли. Какое-либо влияние название банка на клиента может оказать только в случае, если оно содержит прямое обращение к определенной группе населения.

«В любом названии можно найти что-то негативное»

Придумать название для банка, которое бы привлекало клиентов и отражало его концепцию, не так просто, полагает совладелец Модульбанка Яков Новиков.

«Четыре года назад, когда только создавался Модульбанк, мы, как и любые предприниматели, столкнулись со сложностью выбора названия. Нас было трое основателей, и мы решили, что каждый предложит какие-то варианты и выберем из них лучший. Но схема не сработала. Поэтому мы решили объявить конкурс на лучшее название для нашего банка на ресурсе для фрилансеров. Победителю обещали вознаграждение. Мы вкратце описали продукт, который планируем создать: удобный, современный и технологичный банк. И попросили по возможности отразить это в названии. Нам пришло около 600 разных вариантов. Единственный, который помню до сих пор, — «Традиции Империи». В конце концов мы обратились в креативное агентство. Они предложили нам разные варианты — например, банк «Бизон» («Бизнес Онлайн»), Палмбанк, «Радар», Файвбанк. В итоге мы выбрали «Модульбанк». В какой-то момент просто поняли, что в любом названии можно найти что-то негативное: одно выглядит слишком хипстерским, другое — слишком пафосным. Определиться с выбором нас подстегнули жесткие дедлайны по запуску бизнеса. В общей сложности у нас ушло полтора месяца на то, чтобы придумать название банку», — рассказал Новиков.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.