марта
СПРАВКА «МК»
Абел Гезевич Аганбегян, академик РАН, советский и российский экономист, специалист в области эконометрики и макроэкономики.
Промышленность растет вместе с дефицитом средств
— Абел Гезевич, на страну наложены беспрецедентные санкции. Как они отражаются на экономике страны?
— Санкции ужесточаются, более того, строго контролируются, вводятся новые ограничения. Они негативно влияют на наше социально-экономическое развитие и все время требуют противодействующих мер с нашей стороны, чтобы избегать худших последствий. И наше правительство, и другие органы власти, по моей оценке, довольно умело справляются со своими задачами, обеспечив за два прошедших года санкций рост экономики на 2,4%: в 2022 году ВВП сократился на 1,2%, а в 2023-м увеличился на 3,6%. Лучше обстоит дело с реальными доходами населения: в первый год санкций они снизились на 1%, а в прошлом году увеличились на 5,4%.
Санкции бьют не только по России. Объем ВВП Германии в 2023 году сократился на 0,3%, США «прибавили» только 1,5%, Евросоюз — 0,5%.
В то же время не удалось справиться с инфляцией, и в феврале этого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась до 7,4, а ее ожидаемый населением уровень достиг 11,9%. Из-за этого ЦБ пока не может снизить крайне высокую ключевую ставку в размере 16%, которая сдерживает наше развитие и «закабаляет» наших граждан, если они берут ипотеку, авто- и потребительские кредиты по рыночной цене.
В стране острый дефицит финансовых ресурсов, и нам приходится иметь дефицитный бюджет, где расходы превышают доходы. Приходится увеличивать налоги, разные сборы, поскольку все больше средств вкладывается в оборону. Если до начала СВО, в 2021 году, затраты на оборону составляли 3,56 трлн рублей, то в 2022-м — 4,7, в 2023-м — 6,8, а в 2024-м планируется затратить 10,8 трлн руб. Так что половина всего прироста экономики пошло на нужды обороны, а в следующем году эта доля вырастет до 2/3. По прогнозу Минэкономразвития, прирост ВВП в следующем году снизится с 3,6 до 2,3%, а по мнению консенсуса экспертов — до 1,4%. Сдерживается рост в том числе и в связи с хронической нехваткой рабочих рук, так что число незаполненных вакансий превысило 4 млн человек, а приток трудовых мигрантов в Россию сократился из-за обесценивания рубля по отношению к другим валютам.
— Я надеюсь, после того как Запад заморозил наши деньги, наше правительство перекрыло отток российских денег за рубеж?
— Стараясь действовать в рамках законности, мы национализируем или отдаем коммерческим организациям имущество, оставленное у нас покидающими Россию иностранными компаниями из недружественных стран. Но если, например, крупные госкомпании в свое время взяли заем на Западе, за счет которого вводили в строй свои объекты, то эти средства необходимо возвращать, иначе им будет объявлен дефолт, они не смогут экспортировать свои товары или вывозить их за рубеж. Средства на законных основаниях будут отобраны за долги.
— Какова же сейчас сумма нашего внешнего долга?
— Внешний долг России, подавляющая часть которого является корпоративным долгом предприятий, составляет на 1 января 2024 года 327 млрд долларов, в то время как на 1 января 2014 года, до отлучения нас от мирового рынка и до того, как на Россию были наложены санкции после присоединения Крыма, был равен 728 млрд долларов. Мы вернули 400 млрд долларов и выплачиваем все это время значительные проценты. Наша страна по сравнению с другими странами имеет минимальный внешний долг, около 20% ВВП, в то время как ведущие страны мира имеют долг, превосходящий обычно их размер ВВП. Это относится и к Китаю.
— Мы можем в ситуации, когда они в нарушение закона прижали наши госсредства, не возвращать им эти долги?
— Если бы они у нас тоже хранили свои госсредства, мы могли бы их арестовать. Но они такие средства у нас не хранят, а отбирать займы частных западных инвесторов нашим коммерческим организациям невозможно, ибо эти организации наши средства не арестовывали. Вопрос об отборе наших арестованных средств, а также о прибыли, которую они дают, пока находится в стадии обсуждения. Международные суды их пока не рассматривают. Посмотрим, что будет дальше.
Ошибки и их исправление
— Абел Гезевич, есть мнение, что при построении новой независимой от западных поставок России надо обернуться назад, чтобы взять лучшее из прошлого опыта. На что, по-вашему, следовало бы обратить внимание?
— В советский период, когда был запущен первый спутник, США провели глубокое исследование причин первенства СССР. Их вывод: коренная причина превосходства СССР — лучшая система образования. И школьное, и специальное, и среднее, и высшее.
Джон Кеннеди, президент США того времени, сказал прямо: «СССР выиграл гонку в космос за школьной партой». В те годы СССР финансировал в образование в процентах к ВВП на треть больше, чем США. А сегодня по международному рейтингу ООН из 199 стран по финансированию образования в процентах к ВВП Россия с 4% занимает примерно 120-е место. Передовые страны здесь расходуют 7–8% ВВП.
По расходам на здравоохранение Россия пока занимает примерно 140-е место, уступая вдвое странам ЕС и в 3,5 раза показателю США (ЕС — 10%, США 17% к ВВП). А ведь могли бы взять пример с СССР, который уже в 1964–1965 годах достиг роста ожидаемой продолжительности жизни на уровне развитых стран (он составлял 70 лет).
— За счет чего это удалось советскому государству?
— Наша страна достигла в 1960-е годы столь высокой продолжительности жизни при худшем питании и намного худших жилищных условиях благодаря бесплатному здравоохранению и созданию оздоровительной системы населения с развитой первичной помощью — сетью поликлиник, профилакториев при предприятиях, с санаториями, пионерскими лагерями. И все это на фоне более длинного отпуска, чем в развитых странах (США — в основном 12 дней, Япония — 5). Международная конференция ВОЗ, состоявшаяся в Алма-Ате в 1978 году, рекомендовала всем странам перенять этот опыт.
СПРАВКА «МК»
Сейчас, по данным Института демографической политики имени Д.И.Менделеева, Россия отстает от передовых стран по ожидаемой продолжительности жизни, занимая 91-е место в мире с 75 годами, в то время как передовые в этом отношении страны давно перешагнули 80-летний рубеж. Первую тройку мест по этому показателю занимают: Монако (87 лет), Япония (84,9), Лихтенштейн (84,7).
Эксперты оценили возможность создания новой финансовой системы
Успешный опыт СССР надо использовать для решения нынешних жизненно важных задач — по переходу к устойчивому социально-экономическому росту для достижения технологического, экономического и социального уровня ведущих стран мира, например, к 2035-му или 2040 году. Нам нужно достигнуть ожидаемой продолжительности жизни передовых стран мира, повысив ее до 81–85 лет. Это предполагает сокращение смертности в России с 1,75 до 1,2 млн человек, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний с 860 до 400 тысяч человек.
Нельзя не отметить и достижений новой России, особенно выделим разработку и осуществление в 2005–2014 годах двух национальных программ: «Демография» и «Здравоохранение». За эти 9 лет нам удалось повысить рождаемость на 490 тысяч человек, сократить смертность на 390 тысяч, крупнейшую депопуляцию (превышение смертности над рождаемостью) в размере 800–900 тысяч человек в год заменить естественным приростом населения.
— Вы справедливо говорите о важном позитивном опыте развития в советский период и в новой России, но возникает вопрос: как на этом фоне выглядит распад Советского Союза в первое десятилетие образования новой России? Один пример: в 1991 году нас было еще 148,5 млн жителей, а по данным на 1 января 2023 года — всего 146,4 млн, и это с учетом присоединения Крыма. Почему «демократические преобразования», начавшиеся после 1991 года, вышли нам боком?
— После распада СССР единый народнохозяйственный комплекс прекратил существовать, каждый выживал как мог. В России стали происходить центробежные процессы, автономные республики потребовали суверенитета, были предложены разные программы будущего развития по переходу к рынку, весьма общие, в стране нарастал дефицит, товары по низким ценам исчезали из-за большого навеса денег, истрачен был золотой запас. Россия влезла в большие долги развитым странам, рубль обесценивался на глазах и перестал играть роль реальной валюты, нужен был срочный и немедленный переход к рынку в этих ужасных условиях, иначе страну ждал экономический крах. Не имея опыта и времени на подготовку, новое правительство, где ключевую роль играл Егор Гайдар с единомышленниками, провело либерализацию цен в условиях всеобщего дефицита, и цены резко взметнулись вверх. В итоге цены за 1992 год выросли в 28 раз. Это правительство было отправлено в отставку.
После этого у нашей экономики было еще много волн стабилизации и падения, ну а после 2014 года, как вы знаете, на нас были наложены санкции из-за присоединения Крыма, потом последовали пандемия и СВО в Украине.
За 15 лет третьего периода экономика в среднем росла по 1% в год при рецессии в 2015 году и кризисах со снижением ВВП в 2020-м и 2022-м. Дело усугублялось крупным ежегодным оттоком капитала из России, растущим отставанием технологического уровня и инноваций, сохраняющимся низким процентом инвестиций в основной капитал (18–20%) и еще ниже — процентом долей в ВВП сферы «экономика знаний» (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии и здравоохранение) — 15%. А ведь эти инвестиции и вложения — главные драйверы социально-экономического роста, но их низкой доли в инвестициях хватает на простое, а не на расширенное производство.
Это является главным фактором того, что в течение 33 лет страна «топчется на месте» и ВВП вырос на 20% против полутора раз в Европе, двух раз в США, 2,5 раза в постсоциалистических странах Европы, 8,5 раза в Индии и 13,7 раза в Китае. К тому же в России не созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. Финансовая система не занимается воспроизводством «длинных денег» и отвернулась от задач социально-экономического роста. В стране создана система государственно-олигархического капитализма с недостроенным рынком и отстающей социальной сферой. Поэтому страна закономерно находится в стагнации.
— Значит ли это, что мы создали систему экономики без двигателя роста?
— К сожалению, нам не удалось создать развитый и эффективный рынок. В таком рынке двигателем является рынок капитала, подкрепленный конкурентной средой. У нас нет эффективного рынка капитала, который двигал бы экономику вперед за счет инвестиций. Для этого нужен механизм расширенного воспроизводства «длинных денег» (возможность кредитования предприятий на длительный срок. — Авт.). Но в нашей финансовой системе соответствующий механизм отсутствует. Наша фондовая биржа состоит из коротких денег, носит полуспекулятивный характер и поэтому тоже мало помогает в воспроизводстве инвестиций.
Из всех активов нашей банковской системы (в 2022 г. 138 трлн руб.) только 1,3 трлн используются на инвестиции в основной капитал — это 1%, в то время как в развитых рыночных странах это на порядок выше.
С другой стороны, у нас не развита конкурентная среда, поскольку ключевые отрасли монополизированы государственными концернами или олигархами.
— Могли бы вы сравнить удельный вес инвестиций в ВВП в нашей стране и за рубежом?
— В основной капитал наша страна вкладывает 18–20% средств от ВВП, а в «экономику знаний» — 14–15%. В индустриальных развивающихся и постсоциалистических странах доля инвестиций в основной капитал в среднем составляет 25–35%, а в Китае даже 45%. При этом в «экономику знаний» они в среднем вкладываются в размере 15–25%.
Что касается развитых стран, то они вступили в эпоху постиндустриального развития, у них главный двигатель — сфера «экономика знаний», доля которой в ВВП в странах ЕС 30–35%, а доля промышленности в создании ВВП 20–25%.
— Как же нам, по-вашему, следует обустраивать Россию дальше?
— После завершения СВО, когда страна перейдет на мирные рельсы, нам нужно за счет мобилизации ресурсов обеспечить финансовый форсаж роста инвестиций в основной и человеческий капитал, увеличив их ежегодный рост хотя бы до 10%, что потребует ежегодно дополнительно изыскать 6–8 трлн руб. Эти средства можно изыскать за счет переориентации банковской системы на воспроизводство «длинных» денег. Учитывая крайне низкий внешний государственный долг России, немногим более 3% к ВВП, она могла бы занять средства в размере до 100 млрд долларов.
На них можно начать массовое техническое перевооружение наиболее значимых предприятий страны (окупаемость 5–7 лет), создание новых предприятий средне- и высокотехнологических производств (окупаемость 10–12 лет), формирование современной транспортно-логистической инфраструктуры (окупаемость 20–25 лет) и увеличить темпы роста жилищного строительства в 1,5–2 раза.
При таком финансовом форсаже за 3–5 лет доля инвестиций в основной и человеческий капитал значительно возрастет (до 25–30%) и обеспечит нам ежегодный подъем ВВП по 3–4%. Это позволит нам столь же серьезно ежегодно улучшать жизненный уровень населения страны. По нашим подсчетам, мы сможем к 2035–2040 годам перейти к естественному приросту населения и достичь населения в 150 млн чел. При этом 61 страна мира, по прогнозам ООН, в том числе и Китай, будет сокращать численность своего населения.
Одновременно, следуя предложениям Президента РФ В.В.Путина, нам нужно существенно ускорить повышение благосостояния мало- и среднеобеспеченных граждан России, сократив социальное неравенство в доходах в 1,5–2 раза, освободив от налога малообеспеченных и установить прогрессивный налог, который разрабатывается, как известно, для относительно богатых семей.
— Насколько я слышала, многие страны переняли советское планирование экономики. Нам самим не стоит к нему вернуться?
— 40 стран мира использовали планирование для своего ускоренного развития. Среди них Китай, выполняющий 14-ю пятилетку, Индия, которая в 2017 году успешно завершила 12-й пятилетний план, Турция, выполняющая сейчас 11-ю пятилетку, развиваясь по 6% ВВП ежегодно.
Опыт показывает, что государственное планирование — очень действенный инструмент для поднятия экономики. Так, после войны Франция вслед за СССР успешно прошла путь из шести пятилеток, Япония также за шесть пятилеток прибавляла ежегодно по 10% ВВП, Южная Корея в свое время, в том числе за счет планирования, вышла из отсталой страны в передовую, на что также потребовалось шесть пятилетних планов. Россия могла бы начать с пятилетки на 2026–2030 годы.
Россия — страна огромных возможностей, прежде всего высоких знаний трудоспособного населения. В любом производстве и в любой отрасли у нас есть отдельные предприятия и даже регионы с передовыми мировыми показателями. Это вселяет оптимизм на будущее.