Чтобы завод не закончился. Стране срочно нужна новая промышленная политика

Чтобы завод не закончился. Стране срочно нужна новая промышленная политика

Стране срочно нужна новая индустриальная политика. Иначе так и будем тащиться в рядах догоняющих.

В советские времена они были гордостью страны. Заводы-гиганты, почти города, выпускавшие технику, трубы, станки, самолёты. В перестройку часть захирела и превратилась в склады, ТЦ, офисы. Но часть выжила. Как они живут сейчас? И выживут ли? Например, КАМАЗу может оказаться перекрытым доступ даже к комплектующим от китайских партнёров. А ведь без этих заводов нам импортозамещение не одолеть.

А без госплана слабо?
Проблемы, которые сегодня пытаются преодолевать гиганты советской ещё индустрии, корнями уходят в перестроечные времена, а то и во времена СССР.

Работаем много, а толку мало
Одна из основных «хронических болезней» — производительность труда, которая была низкой что в советское время, что сейчас. «В России она отстаёт от европейских стран, — говорит гендиректор Федерального центра компетенций Николай Соломон. — У нас в стране на час отработанного времени приходится 33 долл. добавленной стоимости, а в Ирландии 119 долл. в час, в Венгрии — 42 долл., в Греции — 37».

По данным ОСЭР, в той же Ирландии годовой средний заработок работника составил в 2020 г. (более свежие данные ещё не опубликованы) 49,5 тыс. долл., в Германии — 53,7 тыс. долл., в Венгрии — 25,4 тыс. долл., в США — 69,3 тыс. долл. В России же, если пересчитать среднегодовую зарплату того же года по среднегодовому курсу доллара, получится 8,3 тыс. долл. Соотношение говорит само за себя.

А ведь с ростом производительности труда у предприятий увеличиваются объёмы производства, повышается качество продукции, соответственно, растут выручка и прибыль, а значит, компании имеют возможность развиваться, платить более высокую зарплату работникам, а это залог экономического благополучия.

Остались вне конкуренции
В Советском Союзе была самодостаточная национальная экономика и внутренняя кооперация. Госплан и Госснаб обеспечивали реализацию 80–90% продукции, что позволяло крупным предприятиям успешно работать, объясняет профессор Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве России Сергей Орлов.

Когда же эта система рассыпалась, с рынка вышибло всех, кто не смог выдержать конкуренции. «В итоге устояли лишь те, кому просто не могли позволить упасть: АвтоВАЗ, КамАЗ и другие, чьё крушение привело бы к социальному взрыву. В ещё лучшем положении оказались предприятия ВПК — у них так или иначе были заказы, их тоже поддержало государство», — говорит Сергей Орлов.

Всего же, по его мнению, в стране прекратили свою работу около трети заводов и комбинатов.

«Экономика СССР жила в состоянии рукотворного ценообразования. Готовая конечная продукция была на самом деле дорогой, в государстве были установлены очень низкие цены на сырьё, энергию, оплату труда, — объясняет Широв. — В таких условиях заводы могли не думать об экономии, развитии технологий, а просто гнать план по валу. Труд для советских граждан был обязательным, в индустриальные центры активно ехали люди из деревень и малых городов, недостатка в кадрах не было. Да и платить им большие зарплаты было ни к чему: квартиры давало государство, образование давало государство, лечило государство…»

А в условиях реальной экономики, где за всё надо платить, гиганты советской индустрии оказались в довольно беспомощном состоянии. Продавать свою продукцию задорого они не могли — их вытесняли с рынка появившиеся в стране более качественные импортные аналоги. Сократить издержки и перестроить всю работу за мгновение не получалось: требовалось и время, и деньги, и знания.

Тем из них, кто располагался в больших городах, помогла сдача части помещений в аренду под офисы и склады. Это давало выигрыш во времени, возможность сохранить костяк коллектива и попробовать работать по-новому. На периферии же заводы, пусть даже градообразующие, оставшись без заказов, были обречены. Так, например, случилось с Алтайским тракторным заводом в Рубцовске. Его машины были востребованы в условиях советской экономики, но когда появилась возможность брать более экономичные и эргономичные иномарки, спрос на его продукцию опустился до нуля.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.