Голикова предлагает усилить наказание за вывод денег

Голикова предлагает усилить наказание за вывод денег

Счетная палата (СП) проверила работу органов и агентов валютного контроля на предмет соблюдения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Об этом заявлено на Коллегии Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой.

СП выявила нарушения и сделала вывод, что законодательство не обеспечивает полноценный валютный контроль и не пресекает незаконный вывод капиталов из России, отмечает в докладе аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

СП направила в правительство предложения по совершенствованию валютного контроля. «Коллегия приняла решение направить представление об устранении нарушений в ФТС России, информационные письма – в Правительство России, в Минфин России и Банк России, отчет – в палаты Федерального Собрания Российской Федерации», — отмечается в материалах аудитора.

СП проверила работу Федеральной таможенной службы (ФТС), Санкт-Петербургской таможни Северо-западного таможенного управления, Белгородской таможни Центрального таможенного управления, Федеральной налоговой службы и Банка России.

Установлено, что ответственность за нарушения валютного контроля не соответствует тяжести совершенного правонарушения и способствует дальнейшему выводу капиталов.

По данным ФТС, импортно-экспортные сделки позволили незаконно вывести из страны в 2013-2015 гг. 1,2 трлн руб.

ФТС возбудила и передала в Росфиннадзор 17374 дела об административных правонарушениях валютного контроля и валютного регулирования. В итоге Росфиннадзор наложил на ряд участников внешнеэкономической деятельности штрафы в размере 663,4 млрд руб.

По постановлениям Росфиннадзора в бюджет взыскано около 3 млн руб. (0,0005% суммы выявленных нарушений), то есть почти все постановления по делам об административных правонарушениях, переданные на исполнение в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), окончены без взыскания.

СП установила, что в 2013-2015 гг. увеличилось количество выявленных нарушений валютного законодательства с истекшим сроком давности привлечения к административной ответственности, в ходе расследования которых дела не возбуждали или прекращали. «Количество таких дел ежегодно заметно растет. Так, в 2013 г. такие случаи составляли лишь 7,4% всех выявленных нарушений валютного законодательства по незаконному выводу капитала, в 2014 г. — 15,6%, в 2015 г. — 33,2%, в I квартале 2016 г. — 25%», — заявил аудитор СП Сергей Штогрин.

СП отметила лишь незначительное количество проверок соблюдения валютного законодательства. В частности, в 2013 г. ФТС провела лишь 5407 проверок в отношении предполагаемых нарушений валютного контроля (6% к общему количеству закрытых паспортов сделок), в 2014 г. — 5326 проверок (5,6%), в 2015 г. — 4492 проверки (4,1%).

В 2013 г. по уголовным делам по ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» и ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» УК РФ осуждены три человека, в 2014 г. — также три человека, в 2015 г. — восемь человек, при этом шесть человек освобождены по амнистии.

СП установила, что часть задолженности, взысканной таможенными органами в принудительном порядке, возвращена участникам ВЭД.

В среднем 10% от взысканной таможней задолженности возвращается участникам ВЭД как неправомерно взысканные средства, вследствие чего сохраняются риски обращения участников ВЭД в судебные инстанции для получения компенсационных выплат, что в может повлечь дополнительные расходы бюджета, подчеркивает СП.

Судебная практика ФТС по спорам, связанным с возвратом участникам ВЭД излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, а также уплатой процентов по излишне взысканным таможенным пошлинам и налогам, показала, что ФТС в 2013 г. по решению судов вернула участникам ВЭД 1,7 млрд руб. (85,5%) из оспоренных взысканных сумм в размере 2 млрд руб. В 2014 г. участники ВЭД оспорили 1,1 млрд руб., им вернули 875 млн руб. (77%), в 2015 г. оспорено 1,5 млрд руб., возвращено 1,1 млрд руб. (74,8%).

В связи с этим СП отметила недостаточную работу ФТС в части установления оснований для взимания таможенных платежей, низкое качество подготовки документов по защите интересов ФТС в суде, а также отсутствие личной ответственности должностных лиц ФТС за подготовку материалов к судебным разбирательствам.

Почти все действия недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, приводящие к нарушениям валютного законодательства, совершены с использованием организаций, создаваемых в целях вывода капитала.

«Незначительный размер уставного капитала, установленный для основной группы хозяйственных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, в сумме 10 тыс. руб. позволяет одному физическому лицу регистрировать практически неограниченное число юридических лиц и, накопив задолженность в одном хозяйственном обществе, переходить в другой регион или начинать внешнеэкономическую деятельность с использованием иного юридического лица. При этом учредитель несет ответственность только в размере уставного капитала», — подчеркивает СП.

Например, выявлен факт учреждения предпринимателем 1243 организаций, что позволило этому предпринимателю в 2013-2016 гг. незаконно вывести из России 522,5 млн руб.

В целом работу органов исполнительной власти по предотвращению вывода капитала за рубеж нельзя назвать эффективной, поясняет СП.

Закон предусматривает ответственность за перевод денег на банковские счета нерезидентов с представлением банкам документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основании, цели и назначении перевода. Уголовным кодексом за такое деяние предусмотрен, в частности, штраф в размере 200-500 тыс. руб.

«Такие суммы штрафа не компенсируют последствий вредных деяний, так как не увязаны с суммами допущенных правонарушений. Проведенный анализ работы ФТС России по направлению валютного контроля показал, что средний за год размер суммы наложенного взыскания за правонарушения по невозврату денежных средств с использованием поддельных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации, составляет 478,6 млн руб.», — заключает СП.

Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.