Минэкономразвития защитило прибыль банкиров и нефтяников

Ведомство выступило против поправок в Налоговый кодекс, запрещающих списывать убытки присоединяемых компаний

Минэкономразвития подготовило отрицательный отзыв на законопроект Минфина, запрещающий компаниям при реорганизации списывать убытки присоединяемых предприятий. По оценке ведомства, от этой инициативы пострадают нефтяники и банкиры, которые не смогут снизить налог на прибыль в счет убытков, полученных на стадии разведки полезных ископаемых и во время санации банков. Бизнес поддерживает позицию Минэкономразвития и рассчитывает на уточнение поправок Минфина.

Минфин разработал законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в целях совершенствования налогообложения при реорганизации организаций». По мнению ведомства, предложенные поправки в Налоговый кодекс помогут устранить злоупотребления при исчислении налога на прибыль. В частности, документ предлагает сделать возможным перенос убытков в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль лишь для тех расходов, которые образовались в налоговом периоде, когда реорганизуемые предприятия являлись взаимозависимыми. Такая мера оправдана для большинства случаев реорганизации, кроме тех, где убытки были накоплены в более раннем периоде, что характерно для ТЭК и банковского сектора, уверены в Минэкономразвития. Согласно действующему законодательству, все компании могут снижать налогооблагаемую базу за счет убытков присоединяемых предприятий.

Минфин сегодня находится в непростой ситуации: с одной стороны, ведомство должно изыскать способ поднять доходы бюджета, с другой — есть четкая установка не повышать налоги в ближайшие годы. По данным Казначейства, за январь–сентябрь 2016 года поступление налога на прибыль составило 389 млрд рублей, годом ранее — 404 млрд рублей. Тем не менее, уверены в Минэкономразвития, Минфин недостаточно обосновал предлагаемые им меры, которые вводят избыточные административные и другие ограничения, а также способствуют возникновению необоснованных расходов для бизнеса.

«В случае принятия проекта акта могут пострадать интересы добросовестных организаций, участвующих в сделках по реорганизации в формах присоединения и слияния, например в целях увеличения или сохранения доли рынка или повышения кредитоспособности», — говорится в оценке Минэкономразвития (имеется в распоряжении «Известий»). Кроме того, отмечают в ведомстве, сделки по реорганизации компаний с накопленным убытком могут быть связаны со спецификой работы организаций в некоторых отраслях.

Например, в РСПП опасаются, что принятие поправок в предложенном Минфином виде может ухудшить положение компаний добывающих отраслей промышленности. Сейчас в этом сегменте распространено инвестирование в разведку и добычу полезных ископаемых до стадии защиты в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. Срок реализации таких проектов составляет от 2 до 10 лет. Затем такие организации приобретаются крупными добывающими компаниями. Соответственно, в случае принятия законопроекта убытки, накопленные на стадии разведки, не смогут учитываться для уменьшения налоговой базы при исчислении налога на прибыль, что значительно снизит инвестиционную привлекательность разведки полезных ископаемых.

Не меньшие риски возникают и для организаций банковской сферы, где инвестор в рамках санации нередко берет на баланс кредитную организацию, не понимая до конца масштаба ее финансовых проблем. Если банк-санатор не сможет снизить налог на размер убытков, регулятору станет сложнее искать инвесторов на проблемные банковские активы, убеждены в Ассоциации российских банков (АРБ).

«Принятие законопроекта в текущей редакции может повлечь за собой серьезные негативные последствия для банковской системы страны, поскольку будет создавать препятствия для осуществления санации проблемных банков путем привлечения частных инвесторов», — говорится в письме АРБ в Минфин. В организации предлагают вывести из-под инициативы Минфина банки, участвующие в санации.

Сегодня санация проводится чаще всего с привлечением крупных частных инвесторов. По статистике на 1 августа из 30 санируемых банков 27 оздоравливались именно такими организациями (ВТБ, банком «Российский капитал», «ФК Открытие», Совкомбанком, МКБ, Бинбанком). В рамках процедуры Центробанк выдает санатору кредит по льготной ставке, который должен покрыть размер «дыры» в капитале санируемого банка. Однако нередко уже после назначения санатора выясняется, что разрыв между активами и обязательствами банка превышает размеры этого кредита. Возможность учитывать убытки санируемых банков для снижения налогов является для санаторов одним из способов поддержания приемлемости условий санации.

«Очевидно, что, принимая участие в санации банков, инвесторы не преследуют цели использовать убыток реорганизуемых банков для извлечения необоснованной выгоды при исчислении и уплате налогов. Более того, такое участие порой влечет за собой для санаторов риск финансовых потерь в связи со значительным занижением скрытых проблем на балансах санируемых банков», — считают в Минэкономразвития.

В Минфине оперативный комментарий не предоставили.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.