июня
От падения рубля пострадали более 80% европейских компаний, работающих в России, а от санкций – менее 40%.
Девальвация рубля стала более значимым фактором для европейского бизнеса в России, чем западные санкции и российский ответ на них.
Исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России» проводится АЕБ и GfK в восьмой раз. В 2015 году исследование проводилось в марте-апреле методом онлайн и личных интервью с топ-менеджерами компаний-членов АЕБ, работающих в России. В исследовании приняли участие представители 108 компаний. В 2015 году исследование дополнилось вопросами о западных санкциях против России, продуктовом эмбарго, девальвации рубля и влиянии различных международных рейтингов на деятельность компаний.
Как говорится в сообщении АЕБ, только 5% компаний, участвовавших в исследовании, отметили, что непосредственно подпали под действие санкций ЕС и США, и 16% — частично. При этом 70% всех опрошенных сообщают об их негативном влиянии. Ответными российскими мерами напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. Отрицательный эффект от санкций ощутили 38% всех компаний. При этом 81% опрошенных европейских компаний признали негативное влияние на бизнес девальвации рубля.
На фоне экономического кризиса в России и конфликта на Украине европейские компании, ведущие бизнес в России, ожидают увеличения сроков окупаемости бизнеса и прогнозируют дальнейшее снижение объемов инвестиций. Комплексный индекс АЕБ-GfK, отражающий настроения и ожидания европейских предпринимателей относительно бизнеса в России, снизился по сравнению с 2014 годом на 9 пунктов и составил 106 баллов из 200 возможных. В 2014 году этот показатель составлял 115, в 2013 году — 144, в 2012 году — 159 пунктов.
Чуть более половины — 55% — топ-менеджеров компаний, принявших участие в исследовании, утверждают, что оборот их компаний за прошедший год вырос, но в 2014 году рост оборота отмечали 69%, а в 2013 году — 78% участников.
Ухудшение позиций России и российских компаний в международных рейтингах отрицательно повлияло на состояние бизнеса в 47% компаний. А вот улучшение показателей России в рейтинге Doing Business оказалось почти незамеченным: 82% компаний сообщили, что это никак не влияет на их дела.
Среди основных препятствий для развития бизнеса сегодня в России европейские компании по-прежнему называют нормативные ограничения и отсутствие квалифицированного персонала, хотя ситуация и несколько лучше, чем годом ранее. Заметное ухудшение произошло по такому показателю, как надежность цепочек поставок. На ее недостаток в 2015 году указали 26% опрошенных против 18% в 2014 году
Судя по оценкам компаниями своих результатов в первом квартале 2015 года, ожидания бизнеса были хуже. В 2015 году 24% опрошенных компаний ответили, что состояние экономики хуже, чем ожидалось, в 2014 году таких было 52%. Напротив, 22% предпринимателей сообщили, что экономические условия оказались лучше ожидаемого. В 2014 году так говорили лишь 6% опрошенных.
Сократилось и количество компаний, ожидающих роста оборота в ближайшие три года. В 2015 году в рост бизнеса верят 55% компаний против 72% в 2014 году. Европейские предприниматели пересматривают свои оценки по срокам достижения безубыточности и возврата инвестиций в России. Доля тех, кто считает, что сроки выхода на безубыточный уровень составят 1-3 года, снизилась с 56% в 2014 году до 49% в 2015 году. Доля тех, кто считает, что выход на безубыточность займет до 4-5 лет, выросла до 25% с 15%.
В 2015 году рекордно высокое количество участников исследования ожидают снижения инвестиционной активности. Что касается ближайших 2-3 лет, то представители 39% опрошенных компаний ожидают снижения иностранных инвестиций в Россию. Доля тех, кто считает, что инвестиции в Россию будут расти, снижается из года в год (2012 году — 70%, 2013 — 59%, 2014 — 31%, 2015 — 23%).
Несмотря на довольно существенное ухудшение ряда показателей и снижение ожиданий роста экономики России в краткосрочной перспективе (1-2 года), в долгосрочной перспективе (6-10 лет) 73% участников исследования рассчитывают на уверенный рост экономики России.
«Создается впечатление, что после шока весны прошлого года и связанных с ним негативных ожиданий европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России», — отметил гендиректор GfK в России Александр Демидов
«Безусловно, 2014 г. стал сложным для европейского бизнеса в России, но компании быстро адаптировались к новым «правилам игры», начали выстраивать стратегии развития бизнеса, в том числе опираясь на локализацию производства», — сказал гендиректор АЕБ Франк Шауфф.