От ворот поворот. Россия лишила Европу самого необходимого

От ворот поворот. Россия лишила Европу самого необходимого

Поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС резко упали. Топливо там сильно подорожало, европейцы сделали все, чтобы запретить себе его покупать. Но вот запретить Москве продавать нет никакой возможности. Пока в Старом Свете ищут альтернативных торговых партнеров, российский экспорт бьет рекорды.

Абсолютный рекорд
По данным аналитической компании Vortexa, в марте Россия продала за рубеж на 33 процента больше дизтоплива, чем в феврале. При этом отгрузки только в черноморских портах прибавили 270 тысяч баррелей в сутки — максимум с 2016-го.Речь прежде всего о Новороссийске и Туапсе, но прирост отмечают и в Тамани, и в порту Кавказ.Из-за санкций структура топливного экспорта существенно изменилась. Если раньше львиная доля шла в Европу — почти половина импортных средних дистиллятов в ЕС приходилась на Россию — теперь поток развернули на восток.

Восточный вектор
Крупнейший покупатель марта — Турция, плюс 47 процентов. Там у Москвы теперь практически нет конкурентов: доля рынка — 84 процента.
«Как отмечают в Vortexa, черноморские порты России переориентировались на Восточное и Западное Средиземноморье — Ливию, Египет, Тунис. А балтийские — на Бразилию, Египет и Марокко. Среди клиентов и Саудовская Аравия — крупнейший экспортер нефти.

«Произошла полная смена рынков сбыта», — констатирует Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research.
Цены привлекательные. Однако, подчеркивают аналитики, дисконт незначительный. Нефтяные компании не отгружают топливо себе в убыток.

Надо сказать, что в преддверии собственного же эмбарго (с февраля в ЕС запретили морские поставки российского дизеля и других продуктов из сырой нефти), европейцы пытались запрыгнуть в последний вагон и лихорадочно запасались горючим.
Так, еще в декабре, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт дизеля из России достиг 1,2 миллиона баррелей в сутки, из которых 720 тысяч забирал ЕС.«На Северо-Западную Европу раньше приходилось 53 процента. В феврале этот показатель официально упал до двух процентов. Но топливо покупают обходными путями и по цене значительно выше рыночной. Другого выхода нет, поскольку запасы истощаются, а спрос постоянно растет. Европейские трейдеры ждут структурного дефицита.

«Санкционная» смесь
Российский дизель течет в Европу из Индии, Южной Кореи, Саудовской Аравии. Статистика указывает на резкий рост импорта оттуда. Так, саудиты продали за рубеж с 1 по 10 марта 2,5 миллиона баррелей, что гораздо больше, чем за десять дней любого месяца последних шести лет.
Европейцев то и дело уличают в применении разных схем покупки «очищенного от санкций» сырья. В частности, пользуются тем, что по правилам ЕС при смешивании нефть и нефтепродукты перестают считаться «российскими» и, следовательно, не попадают под эмбарго.
«

Леонид Хазанов приводит пример: дизель, доставляемый на танкерах из России, где-то вблизи берегов Турции или еще какой-либо страны-покупателя перекачивают на суда, в которых уже есть немного другого топлива. Все, можно брать курс на Европу. Еще вариант — танкеру в порту оформляют документы, что российский дизель слили, потом якобы на борт поступает местное сырье.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.