Посторонним вход разрешен: инфраструктуру в РФ построят за счет иностранцев

Посторонним вход разрешен: инфраструктуру в РФ построят за счет иностранцев

В России в 2021 году планируется запустить систему оценки качества инфраструктурных проектов. Одна из её ключевых задач — помочь с привлечением зарубежных инвестиций в строительство транспортных и социальных объектов, рассказали в ВЭБ.РФ. В Национальном центре ГЧП рассчитывают, что крупные иностранные инвестфонды помогут получить необходимые $740 млрд до 2040 года. Эксперты полагают, что новая методика будет полезной, но решение задачи по притоку денег из-за рубежа зависит не только от нее.

Одна на всех
В России создадут национальную систему оценки и сертификации инфраструктурных проектов. Соглашение об этом 13 февраля будет подписано в Минфине между ВЭБ.РФ, Национальным центром государственно-частного партнерства (ГЧП) и международной компанией AECOM, рассказала зампред ВЭБ.РФ Светлана Ячевская.

— Качественная оценка и, в перспективе, сертификация таких проектов станет для всех игроков рынка, в том числе крупных международных инвесткомпаний, гарантией того, что в них можно смело вкладывать деньги, — пояснила она.

Система создаётся в соответствии с задачами рабочей группы по инфраструктуре стран «Большой двадцатки» (G20). Основные принципы инфраструктурных инвестиций были одобрены в июне 2019 года в рамках Осакской декларации лидеров стран G20. Россия принимала участие в разработке этих принципов, пояснили в ВЭБ.РФ.

Сегодня качество проработки больших строек в стране, по словам замглавы ВЭБ.РФ, остается низким. При создании автодорог, мостов, больниц, терминалов аэропортов, морских портов и другой ключевой инфраструктуры на этапе планирования зачастую не прорабатываются в достаточной мере вопросы безопасности, возможности использования передовых технологий, экологические риски.

— Некачественная экспертиза приводит к удорожанию строительства, сдвигу сроков ввода в эксплуатацию, — сказала она.

Светлана Ячевская привела в пример ситуацию со строительством двух предприятий по утилизации ТКО и мусорных полигонов в Новосибирской области. Непроработанные вопросы, связанные с экологическими рисками, выбором участков под строительство и прочее, привели к заморозке проекта.

Система оценки и сертификации, по ее словам, не станет обязательной. К концу года методика будет готова и ее опробуют на нескольких важных проектах. Какие это проекты, она не уточнила. Внедрять систему оценки, по ее словам, будет Минфин. В 2021 году она может заработать в пилотном режиме.

— Финансовые условия проведения сертификации пока прорабатываются, однако в странах, где подобная сертификация уже запущена, расходы по ее проведению несут инициаторы проектов, — отметила Светлана Ячевская.

В пресс-службе Минфина сообщили , что G20 и ряд международных финансовых организаций разрабатывают рекомендации по системе оценки и сертификации инфраструктурных проектов, а также рекомендуют странам развивать это направление. Подписание соглашения планируется в рамках этой работы, его реализация не потребует вложений из бюджета, добавили в ведомстве.

Инвестиционная «дыра»
В Национальном центре ГЧП сказали , что одна из ключевых задач новой системы — привлечение иностранных инвестиций. Сегодня из 4 тыс. проектов ГЧП не более 10 реализуются с участием зарубежных инвесторов и международных организаций. Один из таких проектов — строительство нового терминала в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.

Согласно оценке Global Infrastructure Hub, потребность в инфраструктурных инвестициях в РФ, для которых не найдены источники финансирования, составляет около $740 млрд до 2040 года.

Глава Центра ГЧП Павел Селезнёв считает, что система поможет привлечь иностранные инвестиции для покрытия этой потребности. Это могут быть в том числе средства зарубежных институциональных инвесторов (инвестфонды, пенсионные фонды, страховые компании) и международные финансовые организации (МФО), в управлении которых сегодня находится около $140 трлн, добавил он.

В ВЭБ.РФ отметили, что для передачи международного опыта в этой сфере в проект привлекли компанию AECOM, работающую в 150 странах. В России она принимала участие в крупных инфраструктурных проектах, в том числе в строительстве терминала B в аэропорту Шереметьево, автомагистрали М4 «Дон», платной трассы М11 Москва–Санкт-Петербург. В компании AECOM на момент публикации комментарий не предоставили.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.