Сбер и ВШЭ обсудили тренды высшего образования

Сбер и ВШЭ обсудили тренды высшего образования

На экспертной площадке Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера, который проводится с 19 по 23 апреля 2021 года в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития, представители Сбера, ВШЭ, ректоры столичных вузов, представители органов государственной власти обсудили проблемы российского образования.

Первая панельная сессия — «Вызовы и тренды российского высшего образования: как обеспечить успех студентов?». «Самый главный вопрос, как обеспечить успех каждого студента, — отметила в самом начале дискуссии вице-президент, руководитель дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Марина Ракова. — Такой Дискуссионный клуб происходит впервые, но очень надеюсь, что эта площадка станет востребованной и ежегодной в рамках апрельской конференции Высшей школы экономики». По ее словам, высшее образование — один из ключевых драйверов экономики и развития общества. И чтобы развитие было гармоничным и сбалансированным, в этот процесс должны быть вовлечены все стороны, которые являются, как благополучателями отрасли высшего образования, так и инвесторами и заказчиками».

Участники мероприятия обменялись мнениями, как изменила процесс образования пандемия коронавируса, и какие задачи сейчас ставит бизнес перед школой профессионального образования и ВУЗами. По словам Марины Раковой, одной из главных задач — научить школьников и студентов самостоятельно принимать решения быть ответственными за них. Это является во всем мире одной из ключевых компетенций, обеспечивающей успешность человека. В России же до сих пор у детей не возникает возможности наработать навыки выбора и принятия решений. «Школа и университет сквозным образом бесшовно должны вести ребенка по пути приобретения навыков критически важных для того, чтобы быть востребованным в жизни», – подчеркнула топ-менеджер Сбера.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин отметил, что в последний год в мире происходит сдвиг в дискуссиях об образовательной политике — фокус переносится в значит степени на успех каждого студента. «Университет является источником долгосрочной генерации валового внутреннего продукта через разницу зарплаты людей с высшим образованием и без образования», — сказал он. Россия относится к странам с высокой отдачей на высшее образование, и в среднем эта разница составляет 50 процентов. Он привел оценки, согласно которым, модернизация системы образования, которая ведет к росту зарплатной премии большинства выпускников, а не только тех кто учится в лучших вузах, увеличению числа и прибыльности технологических стартапов и повышению инвестиционной привлекательности регионов может дать 1,4 —1,5 процента ВВП к 2030 году.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов считает ключевой проблемой российского образования тот факт, что студенты не связывают свое видение профессиональной карьеры с тем набором курсов, которые они изучают. А ВУЗ рассматривается как некоторая полоса препятствий, а не как инвестиции в конкретные компетенции.

«В 2013 году мы проводили исследование, которое показало, что 2/3 студентов очного обучения на втором-третьем-четвертом курсе в среднем работают 24 и больше часов в неделю, — говорит Ярослав Кузьмиров. — У 80 процентов этих студентов работа не связана с реализацией каких-либо профессиональных компетенций, которые они одновременно получают в ВУЗе. И во многом эта реальность порождается тем, что существующие образовательные программы и существующее поведение системы высшего образования крайне ригидно по отношению к тем реальностям, которые мы наблюдаем на рынке труда. На сегодняшний день мы имеем колоссальный разрыв между тем, что общество ждет от высшего образования тем, что система высшего образования ему предлагает». По его мнению, пора менять структуру управления системой образования, вводить системы базового, прикладного и свободного бакалавриатов. Чтобы у студента на протяжении своего обучения была возможность менять траекторию образования. «Для высшей школы успех студента означает, что он берет что-то большое и позитивное от своего пребывания в университете. К сожалению, это бывает не всегда, — отметил Ярослав Кузьминов. — Когда у нас университет перестанет рассматриваться как стадион с полосой препятствий, который необходимо преодолеть ради диплома, тогда студенты будут успешными. Это задача и для студента и для университета».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.