Сейнеры увязли на верфях. Срываются сроки сдачи судов по госпрограмме

Сейнеры увязли на верфях. Срываются сроки сдачи судов по госпрограмме

Масштабная государственная программа, направленная на развитие отечественного рыболовецкого судостроения и рыбообрабатывающих мощностей, отчаянно буксует. По мнению Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), из-за санкций госпрограмма грозит превратиться в «черную дыру» для российской экономики, а запланированные сроки сдачи судов будут сорваны.

Госпрограмма, известная как «квоты под киль», принята в мае 2017 года и рассчитана на 15 лет. С ее введением 20% от всех квот на вылов морепродуктов становятся «инвестиционными». Каждая рыболовецкая компания, обладающая такими квотами, автоматически обязалась в течении 5 лет заказать для себя новые траулеры и краболовы на российских верфях и/или построить на берегу рыбоперерабатывающие предприятия.

По данным ВАРПЭ, всего в рамках программы инвестиционных квот запланировано строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 краболова. До конца 2022 года должно быть сдано 36 рыбопромысловых судов и 7 краболов. На текущий момент построено 10, из них 3 — краболовы.
«Сложности со строительством рыбопромыслового флота были еще до введения беспрецедентных санкций, — отмечает президент ВАРПЭ Герман Зверев. — Сроки отставания варьировались от 6 месяцев до 2 лет. Из-за санкций инвесторы столкнулись с немотивированным отказом иностранных поставщиков от поставки заказанного и частично оплаченного оборудования. Огромный запланированный спрос на сложное судовое оборудование потребует полного перепроектирования строящихся судов. Поэтому наиболее реальным сроком завершения строительства всех 105 рыбопромысловых судов, предусмотренных программой инвестиционных квот, является 2028-2029 годы.

Нужно признать, что инвестиционные квоты неуклонно превращаются в “чёрную дыру” российской экономики, сравнимую с позднесоветским размахом незавершенного строительства большого количества объектов, не увязанных с возможностями самих строителей и наличием необходимого технологического оборудования».

В объединенной судостроительной компании (ОСК), имеющей договоры на постройку 26 судов в рамках госпрограммы, специально для aif.ru пояснили, что исполнение контрактов затруднено прекращением поставок комплектующих из недружественных стран, в том числе уже после оплаты этих поставок (суммы исчисляются миллиардами рублей). Так же в ОСК отметили, что поиск замещающего оборудования на отечественном и мировом рынке, перепроектирование заказов требует уточнение параметров контрактов, в том числе сроков строительства в новых условиях. Большая часть заказчиков подходит к сложившейся ситуации с пониманием и с предложениями о вариантах замены оборудования.

Вместе с тем, добавили в ОСК, даже с учетом всех сложностей, Выборгский судостроительный завод уже передал заказчику два судна, еще одно судно проходит ходовые испытания и один заказ готовится к испытаниям. А первый краболов завода «Красное Сормово» должен быть передан заказчику в 2023 году.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.