Слон-авиа: зачем Сбербанк и ВТБ создают авиакомпанию

Слон-авиа: зачем Сбербанк и ВТБ создают авиакомпанию

Два крупнейших банка России — Сбербанк и ВТБ — решили создать свою… авиакомпанию. Хотят или заставили? Плакать или смеяться?

Просочившиеся в СМИ слухи о намерении Сбербанка и ВТБ создать собственную авиакомпанию, которая будет заниматься региональными перевозками внутри России (не летая при этом в Москву), оказались правдой. Но яснее смысл этой нетривиальной затеи — в мире вроде бы нет банков, владеющих контрольными пакетами авиакомпаний и тем более управляющих авиаперевозками, — не стал.

Региональная авиакомпания ВТБ и Сбербанка может быть создана с нуля или на базе одной из действующих компаний. «Аэрофлот» от участия в проекте отказался, сообщил РИА Новости глава ВТБ Андрей Костин. По некоторым сведениям, от участия в проекте отказался не только «Аэрофлот», но и другие российские авиаперевозчики. Оно и понятно: региональные пассажирские перевозки в России (кстати, любые — авиационные, железнодорожные, автомобильные), как правило, дело убыточное.

«Мы сейчас ведем разработку проекта, мы наняли консультантов вместе со Сбербанком, мы ищем операторов для проекта. Пока работаем над концепцией, ничего правительству пока не предлагали», — рассказал Костин. Другие банки, по его словам, к проекту присоединять не планируется. Да они и сами не согласятся, если государство не заставит. Будущие инвестиции в авиакомпанию Костин оценил примерно в миллиард долларов. На эти деньги банки закупят самолеты, которые предоставят через лизинг операторам. Или той компании, которую создадут сами.

Вроде бы для Сбербанка и ВТБ миллиард долларов инвестиций не ахти какие деньги. Один только Сбербанк за девять месяцев 2018 года заработал по РСБУ чистой прибыли порядка 9 млрд долларов. Но это не очень большие деньги, если инвестиции окажутся прибыльными. В данном случае такая вероятность очень невелика. Неслучайно ВТБ и Сбербанк хотят получить на проект государственные деньги. Костин прямо признал: «Без субсидий региональных перевозок эта сфера будет убыточной».

Не очень понятно, как вообще появилась такая идея. По словам Костина, авторство идеи принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу. «А я ее активно поддержал», — сказал Костин. При этом глава ВТБ опроверг информацию «Ведомостей», что заниматься созданием перевозчика банкам поручили в правительстве.

Зачем двум крупнейшим банкам страны, не имеющим (если верить отчетности) проблем с прибылью и явно не испытывающим дефицита ликвидности, вдруг понадобилось заниматься навскидку заведомо убыточным и непрофильным (если только самолеты не будут переданы действующим авиаперевозчикам) делом? Но авиакомпания — это все-таки не футбольный клуб содержать.

Если не правительство заставило, а Греф сам придумал, зачем банки намерены привлекать государственные субсидии? Тогда бы уж и развлекались авиабизнесом на свои. К тому же профильные чиновники как-то подозрительно сразу начали хором присягать на верность будущей авиакомпании.

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что новая региональная авиакомпания Сбербанка и ВТБ сможет воспользоваться субсидиями, а также получить консультации его ведомства по выбору типа самолетов в парке и маршрутной сети. «Успешному развитию регионального перевозчика будет способствовать и поддержка в виде субсидирования, как это сейчас осуществляется Росавиацией в рамках постановлений правительства по развитию региональных перевозок или по приобретению в лизинг авиационной техники», — считает чиновник.

Министр транспорта Евгений Дитрих тоже в восторге. «На мой взгляд, чем больше у нас будет перевозчиков, тем лучше, тем ниже будут цены на билеты, тем лучше будет пассажирам. Конечно, поддерживаю», — сказал он журналистам. А чего тогда не спасали от банкротства с помощью государства и тех же Сбербанка с ВТБ компанию «Трансаэро», второго по масштабам авиаперевозчика страны? Почему к такой полезной затее двух госбанков не спешат подключаться действующие авиакомпании?

Пока авиакомпания Сбербанка и ВТБ выглядит как политический (точнее, экономический) заказ государства. Главные государственные банки и существуют у нас преимущественно для того, чтобы финансировать сомнительные с точки зрения прозрачности сделки особой государственной важности либо заведомо неокупаемые проекты, которые зачем-то нужны власти. Есть проблема: нужно развивать рынок внутренних авиаперевозок. А желающих среди действующих авиакомпаний нет. Возить авиапассажиров за границу и в Москву выгоднее. Собственных средств для масштабных инвестиций в развитие региональных перевозок ни у одной действующей российской авиакомпании (по всей видимости, даже у «Аэрофлота») тоже нет. Кредиты авиаперевозчикам для развития этого бизнеса все равно пришлось бы брать в крупнейших российских банках — больше негде. Инвесторы из других секторов в свете того, что происходит с российской экономикой и случилось с авиакомпанией «Трансаэро», тоже не горят желанием заходить в авиабизнес.

Вот и приходится подключать главные государственные кошельки — кого же еще? Их у нас, по сути, три: ВЭБ, Сбербанк и ВТБ. Но Внешэкономбанк имеет многомиллиардные убытки и пока не может выйти хотя бы на минимальную прибыль даже в планах на ближайшие годы. Остаются Сбербанк и ВТБ. Они прибыльны. Когда им скажут создавать авиакомпанию, они не станут задавать государству неприятный вопрос «А что нам за это будет?». Будут субсидии от государства. Не будет наказания, если проект окажется сильно убыточным или вовсе не будет доведен до реализации — не для того же существуют Сбербанк и ВТБ, чтобы Герман Греф и Андрей Костин управляли самолетами и летчиками. К тому же если они это сами придумали, а не правительство попросило, то сами могут и передумать.

Конкуренция в авиаперевозках нужна, спору нет. В нашей стране, с ее гигантскими расстояниями, внутренние авиационные перевозки между регионами действительно остаются большой проблемой. Только конкуренция в сегодняшней России — это когда государство конкурирует с самим собой за государственные деньги. Такую конкуренцию невозможно проиграть. Но и выиграть невозможно.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.