Сто цветов китайского автопрома

Сто цветов китайского автопрома

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — так звучал известный лозунг Мао Цзэдуна, под которым в конце 1950-х проводилась кампания по усилению гласности и критики. Сегодня этот красивый призыв оказался применим и к автомобильной промышленности КНР, где набирают силу, соперничая между собой, множество производителей. Свои последние достижения они представили на прошедшем в Шанхае юбилейном, двадцатом, Международном автомобильном салоне SIAE (Shanghai International Automobile Exhibition), где произвели впечатление свежестью взгляда на современный автомобильный дизайн и технологии. Китайцы убедительно продемонстрировали, что их продукция давно не вторична по отношению к моделям мировых лидеров и что местному автопрому по силам конкуренция в глобальном масштабе.

Всего на SIAE 2023 участники привезли около полутора тысяч автомобилей, из них порядка сотни — в статусе мировой премьеры. В этом году шанхайская выставка привлекла особое внимание: из-за пандемийных ограничений крупные мероприятия в КНР довольно долго не проводились вообще или проходили в ограниченном онлайн-режиме. И вот сейчас, после вынужденного перерыва, работающие на китайском рынке автомобильные компании получили наконец возможность представить публике свои новинки.

Внутренний авторынок Поднебесной продолжает расти. За последние полтора десятка лет его объем увеличился более чем в три раза, в 2009 году продажи новых машин здесь обогнали продажи в США, и с тех пор китайский авторынок уверенно удерживает первое место в мире. Однако пандемия серьезно повлияла на спрос: в 2020 году продажи машин в КНР упали на 17%. Но сейчас рынок опять ускоряется. За последние два года он с лихвой отыграл провал, достигнув по итогам 2022 года 26,9 млн единиц — на 47% больше, чем в 2020-м.

Более того, в противостоянии иностранных и местных компаний последние уверенно побеждают. Если в 2015 году китайским брендам принадлежало порядка 20% рынка, то в 2022-м, по данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ), их доля достигла 49%. Весной текущего года произошло знаменательное событие: местный BYD вырвался на первое место по продажам на внутреннем рынке, обогнав прежнего бессменного лидера — немецкий Volkswagen. В марте BYD удалось реализовать 181,8 тыс. авто, а Volkswagen — 176 тыс. Ниже в рейтинге самых покупаемых машин в Китае стоят японские Toyota и Honda и американская Tesla; следом располагаются китайские бренды Changan, GAC, Geely, Wuling. Замыкает первую десятку немецкая BMW (см. график 2). Набирают популярность и другие местные марки: Haval, Hongqi, Chery, Dongfeng, Roewe, Link, Jetour, Nio, Zeekr, ХPeng, Tank, FAW и др. В целом авторынок КНР не консолидирован, сейчас на нем, по данным СААМ, официально присутствует 92 бренда.

На SIAE 2023 стало заметно, что китайские компании успешно перехватывают инициативу. «Иностранным автопроизводителям в Шанхае пришлось занять места на заднем сиденье» — с такими заголовками на Западе вышли статьи о мотор-шоу. Немецкие, американские, японские бренды пытались привлечь внимание посетителей к своим новинкам. Например, значимым событием стала презентация нового электрокара Volkswagen ID.7 с запасом хода до 700 километров, а Mercedes-Benz представил полностью электрический Maybach. Но все же стенды большинства лидеров мирового автопрома выглядели сдержанно, едва ли не скучно. Зато китайские компании действительно «зажигали».

Прежде всего впечатление произвел внешний вид их машин. Помнится, в 2015 году на Шанхайском автосалоне трудно было отделаться от ощущения вторичности моделей из КНР, подражания чужому стилю. Сейчас же китайцы создали весьма удачный оригинальный дизайн, который никак нельзя назвать копией.

Объясняется это тем, что в последние годы китайским компаниям удалось переманить к себе многих известных западных специалистов. Например, шеф-дизайнером Great Wall Motor сейчас работает Фил Симмонс, за плечами у которого десятилетний опыт в Jaguar Land Rover. Кевин Райс, выходец из Mazda, теперь отвечает за внешний вид автомобилей Exeed. Штефан Зиллаф, прежде трудившийся в студиях Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen и Bentley, решает, как будут выглядеть машины Geely Auto Group. Бывший шеф-дизайнер Rolls-Roycе Джайлс Тейлор придумывает облик моделей Hongqi. Наблюдатели говорят о парадоксе: вроде бы зарегулированный государством автопром КНР становится территорией свободы для западных дизайнеров, которые у себя на родине вынуждены следовать корпоративным брендбукам. В Китае же полет их мысли ничем не ограничивают и вдобавок выплачивают солидные гонорары.

Результат такой коллаборации можно было видеть на выставочных стендах. Взять, к примеру, новый бренд iСar, под которым материнская компания Chery намерена выпускать модные эксцентричные автомобили. Низкий спорткар iCar GT с поднимающимися дверями и эффектной Т-образной оптикой спереди собрал вокруг себя целую толпу любопытных. А новый стильный электрический седан Хpеng P7i и купеобразный кроссовер G6 с интересной покатой крышей получили самые положительные отзывы посетителей — китайский бренд Xpeng в 2014 году основали топ-менеджеры IT-компаний Alibaba и Xiaomi в сотрудничестве с выходцами из концерна GAC.

Впрочем, китайские модели были хороши не только внешне. Свою зрелость продемонстрировали и инженерные решения локальных производителей. Так, в построенном на новой платформе премиальном электрокаре Nio ES6 особое внимание привлекла оригинальная пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами и система автономного вождения, учитывающая показания более чем 30 датчиков, среди которых есть лидар, способный отслеживать дорожную ситуацию в радиусе 500 метров.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.