Странные неудачи Каспийского трубопроводного консорциума: сначала остановка, потом взрыв

Странные неудачи Каспийского трубопроводного консорциума: сначала остановка, потом взрыв

Каспийский трубопроводный консорциум, через который проходит большая часть экспорта казахстанской нефти, преследуют неудачи: сначала деятельность нефтетранспортной компании, одним из основных акционеров которой является Россия, была приостановлена на месяц из-за нарушений на производственных объектах, а буквально на следующий день на месторождении Тенгиз на западе Казахстана, которое является главной ресурсной базой для сырьевого канала, произошел взрыв, унесший жизни нескольких рабочих. По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, хотя перерыв в работе КТК был объявлен по технологическим причинам, возможно, существуют и политические мотивы, вынуждающие нашу страну относиться к международному проекту предельно строго.

— Каково значение КТК для России, куда и откуда доставляется нефть по этому маршруту?

— «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), владеющий одноименным магистральным нефтепроводом, служит крупнейшим направлением экспорта не российской, а казахстанской нефти. В состав акционеров этой компании помимо нашей страны, а также официальных энергетических ведомств Нур-Султана, входят и американские, и европейские корпорации. Ежегодно через мощности КТК проходит около 60 млн тонн «черного золота». Теоретически перенаправить эти объемы альтернативными путями не сложно: за счет замещения поставок можно будет загрузить российский нефтепровод «Дружба» или использовать танкерный морской флот для доставки сырья даже в порт Усть-Луга в Ленинградской области. Для покупателей углеводородов с Тенгизского месторождения подобная рокировка, конечно, окажется неприятной — традиционно добываемые здесь энергоресурсы шли на юг Европы, а также в США.

— Что, на ваш взгляд, стало причиной остановки работы КТК на месяц, принятое судом Новороссийска?

— На первый взгляд решение о приостановке действия КТК было принято на основе технологических факторов: в марте произошла авария, вследствие которой два из трех причальных устройств, занимающихся погрузкой сырья в танкеры, получили серьезные повреждения. Это привело к разливу топлива в Черное море. Потом отгрузка «черного золота» была снижена из-за работ по обезвреживанию неразорвавшихся торпед и мин времен Великой Отечественной войны. Теперь — взрыв, произошедший в результате гидротеста в трубе с атмосферным газом, который даже привел к человеческим жертвам. Основания для остановки, которые свидетельствуют об экологических или технологических нарушениях на производственных объектах трубопровода, более чем убедительны.

— Но есть и какие-то другие версии?

— При желании в принятом решении можно найти и политическую подоплеку. Поскольку акционерами КТК являются представители стран, предъявляющих России экономические санкции (США, Италия, Великобритания), то отношение Москвы к этому проекту становится более пристальным. Если ранее российские ведомства могли бы не так строго поступать к экспортному нефтепроводному маршруту Казахстана, то теперь наши регулирующие органы будут предельно придирчиво оценивать работу КТК и при наличии любых технических или экологических несоответствий поступать, как говорится, по всей строгости закона, не выходя при этом за рамки юридической базы.

Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.