Ушли и не вернулись: чем заменят иностранные бренды в России

Ушли и не вернулись: чем заменят иностранные бренды в России

На место западного бизнеса приходят отечественные компании и дистрибьюторы. Так, почти все магазины Nike перешли к Inventive Retail Group, товарные остатки и права на торговые площадки Levis выкупила сеть JNS. Аналогичная ситуация у «переоткрывшихся» L’Occitane, Starbucks и других брендов — теперь они принадлежат российским предпринимателям.

Уйти любой ценой
Больше 75% зарубежных компаний остались в России, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Те же, кто покинул рынок, понесли огромные издержки. Marks & Spencer оценил ущерб в 38,9 миллиона долларов, McDonald’s потерял от 1,2 до 1,4 миллиарда, а общие убытки превышают 200 миллиардов.

Больше других, сообщает Центр стратегических разработок (ЦРС), пострадали представители нефтегазовой отрасли, банковской сферы, автопрома. Причем компании уступали локальные подразделения новым собственникам с дисконтом до 70%.
Правительство установило обязательную скидку не менее 50% и разрешило продавать бизнес только с согласия профильного ведомства. Вкупе с другими защитными мерами это сделало выход с рынка довольно дорогим.

Одно из тяжелых последствий ликвидации крупных предприятий — массовые увольнения. Запад обеспечивал 285 тысяч рабочих мест, в первую очередь в IT, общепите, пищевой и автомобильной отраслях. Сложным производством занимались порядка 40% предприятий — прежде всего в автопроме и тяжелом машиностроении. Это шведские, финские, немецкие и швейцарские компании. Они давали больше половины рабочих мест. Однако, по данным ЦСР, почти 70% из них планируют передачу локальных подразделений новым собственникам, которые, как правило, обязуются сохранить персонал.
Оставить дверь открытой
Например, российский бизнес Valio, включая бренд «Виола», выкупила группа «Велком», Nissan и Renault передали производство государству.
В ретейле то же самое. Сеть Nike приобрела Inventive Retail Group, LPP Group — Far East Services retail. Другие действуют по франшизе (Mango), а некоторые просто сменили оператора: скажем, Crocs вернулся под управлением ООО «Клэр». Товары Uniqlo теперь можно приобрести в интернет-магазине Lamoda, товарные остатки IKEA доступны на площадке «Яндекс.Маркет».

Немецкий концерн Henkel AG предпочел уйти и, по словам председателя комитета акционеров и наблюдательного совета Симоны Бажель-Тра (Simone Bagel-Trah), завершит деятельность в России в кратчайшие сроки.
Согласно письму гендиректора представительства Henkel в России Сергея Быковских поставщикам, с 2023-го концерн работает под названием Lab Industries. Как отметили в Минпромторге, в частности, завод в Энгельсе функционирует в штатном режиме.

Видимые изменения
Все это не могло не сказаться на ситуации в торговых центрах.
«Сейчас в ТЦ в среднем простаивает до 30% площадей, посещаемость упала по сравнению с докризисным 2019-м, по данным исследовательских центров, на 25-40%. В сегменте массмаркета внимание потребителей сместилось на маркетплейсы, поскольку недорогим российским маркам выгоднее торговля в интернете, позволяющая не тратить деньги на аренду», — говорит вице-президент коммуникационного агентства «КРОС», руководитель направления «Фэшн и Недвижимость» Константин Панарин.
Заместитель председателя Совета безопасности России, председатель партии Единая Россия Дмитрий Медведев и генеральный секретарь Компартии Китая, председатель КНР
Небывалый сдвиг: о чем договорились Россия и Китай
Что касается дорогих брендов, то их невозможно заменить быстро. «Среди российских или азиатских производителей мало кто способен конкурировать с европейцами в сфере истории, традиций, материалов, популярности», — поясняет эксперт.
Тем не менее освободившиеся площади в ТЦ постепенно снова занимают. В том числе отечественная Melon Fashion Group, владеющая брендами Zarina, Love Republic, Вefree. Fiba Retail Group с франшизой GAP планирует пополнить рынок турецкими товарами. Активно продвигают свою продукцию предприниматели из Китая и стран СНГ.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), отечественные производители заменили каждый седьмой бренд ушедших корпораций. ЦСР сообщает, что у более 57% таких фирм конечный выгодополучатель — российский.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что наши предприятия успешно замещают западный бизнес и наращивают производство. Так, по его данным, выпуск лекарств увеличился на 15%. «До 70% продаваемых в России антибиотиков изготавливают в России, в сегменте госзакупок доля локальных продуктов достигает 90%», — уточняет Рустем Муратов, генеральный директор «Биннофарм групп».Согласно исследованию аналитического сервиса CloudPayments, вырос и спрос на отечественную продукцию, в том числе на одежду. Оборот прибавил 61%, средний чек — 20%. По некоторым оценкам, к 2030-му российские fashion-бренды займут половину рынка.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.