В России предложили поднять штрафы для бизнеса до 60 миллионов

В России предложили поднять штрафы для бизнеса до 60 миллионов

В пятницу, 15 января, начинаются нулевые чтения новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Торгово-промышленная палата провела экспертизу этого законопроекта, который в конце минувшего года широко обсуждался в бизнес сообществе. Какие же опасения вызвал этот документ у предпринимателей и экспертов?

Сергей Катырин, президент ТПП РФ:

— Во-первых, штрафы. Например, минимальный размер законопроектом предусмотрен на уровне 500 рублей, и это нормально. Но его верхняя планка для юридических лиц — 60 миллионов рублей — абсолютно непосильная ноша для среднего и тем более малого бизнеса.

Предполагается, что так «дорого» будут наказывать в новой категории — за «грубые правонарушения» (это определение — отдельная тема для дискуссии). Но и средние штрафы в 1-5 миллионов рублей не по силам большинству организаций. Споткнувшийся уже не поднимется. Здесь встает вопрос о соразмерности наказаний.

Во-вторых, предложены новые сроки давности привлечения к административной ответственности — от одного года до шести лет. Это неприлично близко к Уголовному кодексу: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести. Но преступления и правонарушения — вещи принципиально разные. Административный кодекс направлен на предупреждение совершения правонарушений с меньшей общественной опасностью и не может смыкаться с Уголовным кодексом.

В-третьих, непонятен бизнесу и предложенный новый вид административного наказания: ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, предлагается наказывать не должностных лиц, а компанию или ИП, ликвидируя их. Да, безусловно, есть случаи, когда компания может быть ликвидирована, но здесь речь идет о нарушениях организационных, при которых само существование юридического лица является незаконным. Появление каких-либо иных оснований для ликвидации, безусловно, приведут к росту давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции.

В-четвертых, вызывает вопросы положение о разрешении видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях только с санкции должностного лица, органа, в производстве которого находится дело. Но сегодняшняя практика свободной съемки в делах об административных правонарушениях давно доказала свою эффективность: видеофиксация деятельности сотрудников органов государственной власти помогает избежать злоупотреблений, подлогов, коррупционного давления. Следует ли от этого отказываться?

Надеюсь, что нулевые чтения законопроекта помогут найти компромисс по этим и другим вопросам. Но работа будет нелегкой. Надо комплексно и детально проработать каждый вопрос. А главное, мы не должны отказываться от фундаментальных принципов соразмерности и справедливости, заложенных в действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.